Как сделать звук долби диджитал


Как сделать звук долби диджитал
Как сделать звук долби диджитал
Как сделать звук долби диджитал
Как сделать звук долби диджитал

Интересной особенностью программы нелинейного редактирования видео Vegas 4.0 компании Sonic Foundry является возможность создания аудиотрека в формате Dolby Digital 5.1. В этой статье кратко рассматриваются возможности мастеринга многоканального звука ac3 для использования в записи на DVD-video. Многие программы DVD-авторинга имеют возможность создавать несколько аудиодорожек для видеоряда. Это позволяет делать несколько вариантов озвучки одного фильма, например: 1) стереодорожка, 2) Dolby Digital 5.1 и 3) исходный необработанный звук. Существуют и другие способы. Например,  Михаил Афанасенков (www.afanas.ru) использует многоканальный звук для записи комментариев к фильму, размещая их на тыловых каналах.

Оборудование.

"Во время настройки и обработки многоканального звука желательно иметь возможность контроля полученного результата. Vegas поддерживает работу с многоканальными аудиоплатами стандарта ASIO, такими как Creative Audigy и подобными. Подключив к аналоговым выходам аудиоплаты активную акустику, можно оценить пространственное звучание сразу с таймлайна, без предварительного просчета. Если акустика, точнее внешний ресивер, подключен к цифровому коаксиальному выходу SPDIF, то оценка качества звучания возможна лишь после кодирования звука в формат ac3. В этом случае нет возможности оценить качество звучания сразу, с таймлайна, т.к. Vegas не умеет рендерить ac3 "на лету".

audigy surr mixer
Рис.1  Настройки для карты Audigy для подключения многоканальной акустики.

В принципе, манипуляции со звуком можно производить, используя обычную двухканальную аудиокарту типа AC’97. Но проверить результаты в таком случае можно будет только после мастеринга DVD и записи его на DVD-R(W) болванку.

Настройки программы.

Если у вас есть многоканальная аудиокарта, и если к ней подключена активная акустика, то настройки Vegas в меню Options – Preferences будут такими:

vegas preferences
Рис.2 Настройки аудиоустройства в Vegas 4.0

В новом проекте Vegas необходимо установить требуемый тип звука в установках проекта: File – Properties, Закладка Audio, параметр Master bus mode.

vegas project settings
Рис.3.  Установки проекта Vegas для многоканального звука 5.1

После этого вид звуковых дорожек изменится, слева от аудиодорожки возникнет изображение пяти стилизованных динамиков. Оранжевый ромбик - это маркер положения источника звука, он означает локализацию виртуального источника звука в пространстве.

vegas audio control
Рис.4. Вид аудиодорожки в проекте, использующем многоканальный звук.

Маркер положения источника звука (оранжевый ромбик) можно перемещать прямо на этой маленькой диаграмме. Но если дважды щелкнуть по ней мышью, откроется окошко Surround Panner. Настраивать звуковую панораму в нем намного удобнее.

vegas surround panner
Рис.5.  Окно Surround Panner

Цифры рядом с изображением динамиков – это уровень ослабления исходного звукового сигнала в децибелах. 0 db – это сигнал без ослабления, т.е. максимальный уровень. "Inf" - канал выключен.

Общий принцип работы.

Звук 5.1 формируется из четырех источников окружающего звука (левый-правый передний, левый правый задний), центрального канала, и канала низкочастотного звучания LFE. Центральный канал обычно используется для диалогов, каналы окружающего звука формируют картину объемного звучания, канал LFE предназначен для воспроизведения сабвуфером.

Самый простой способ придать объемность исходной стереодорожке, это передвинуть оранжевый ромбик маркера положения источника звука чуть дальше от центрального канала. Эффект объема становится весьма заметен, в звуковой картине появляется "воздух", некий простор. Особенно это заметно в записях сделанных на природе. Удивительно, но даже если в последующем такая запись будет сведена до обычного стерео (т.н. downmix), эффект объемности в некоторой степени останется.

Мои попытки использовать центральный канал для формирования окружающей картины не увенчались успехом. Иногда лучше оставить центральный канал “молчаливым” чем использовать его в общей картине. Центральный спикер хорошо использовать для ясных, отчетливо записанных диалогов. Великолепно звучит окружающий звук созданный из записей вроде "Звуки весеннего леса" и подобных. Можно записать атмосферу города или вечеринки и с небольшим уровнем громкости подмикшировать к остальному звуку. Если задаться целью сделать могучий бас, допустим, ударов или топота, то для этого звуковой трек нужно продублировать, и в копии установить режим LFE – низкочастотная составляющая этого фрагмента будет усилена вдвое. Нужно быть готовым к тому, что придется проделать достаточное количество экспериментов, прежде чем удастся понять, какой именно звук необходим для видеофрагмента.

При окончательном контроле звучания во время предпросмотра фильма обязательно пользуйтесь окошком Mixer – это позволит увидеть превышение уровня записи. Такая перегрузка может привести к заметным искажениям звучания при воспроизведении DVD.

vegas mixer
Рис.6. Mixer: перегрузка по центральным каналам

  Хочу обратить ваше внимание на то, что аудиодорожки DVD записывают с довольно низким средним уровнем громкости. Это делается для увеличения динамического диапазона, в нужный момент звукооператор может использовать запас по громкости. В своих проектах не стоит стремиться сделать звук слишком громким.

Центральный канал.

Для того чтобы выбранный аудиотрек звучал как центральный канал необходимо "выключить" все окружающие спикеры на Surround Panner-е щелкнув по ним мышкой (они станут серыми). Уровень центрального канала устанавливается при помощи регулятора громкости Center.

vegas center only
Рис.7.  Настройка уровня громкости для дорожки центрального канала.

Канал LFE.

Низкочастотный канал формируется из обычной дорожки, для этого нужно перевести ее в режим LFE, нажав кнопку vegas LFE only. Звук этого канала фильтруется в соответствии с заданными установками частоты среза, которые были указаны в параметрах проекта (см. рис.3). Обычно это 120 Гц.

vegas LFE
Рис.8.  Аудиодорожка в режиме LFE – в "работу" пойдет только низкочастотная составляющая звукозаписей, размещенных на этой дорожке.

Через канал LFE также  выводится низкочастотная составляющая, отфильтрованная со всех остальных аудиодорожек проекта.

Перемещение источника звука в пространстве.

Это, наверное, самая интересная возможность. Используя технику ключевых кадров (keyframes), можно задавать очень сложные траектории движения источника звука. Для этих экспериментов лучше подойдет монофоническая запись, т.к. исходные записи в стерео несколько размывают локализацию. Если исходный файл – стерео, можно превратить его в моно выбрав режим смешивания каналов.

vegas channels combine
Рис. 9.  Установка монорежима путем смешивания каналов (wav, mp3 итд)

Для того, чтобы получить возможность пользоваться ключевыми кадрами (keyframes), необходимо щелкнуть правой кнопкой мыши на аудиодорожке и выбрать Insert/Remove Envelop – Surround Pan Keyframes.

vegas Insert envelope
Рис.10.  Включение возможности использования ключевых кадров для перемещения источника звука.

Одним из самых простых методов использования перемещения звука может быть озвучение монолога человека, перемещающегося в кадре. Для этого необходимо добавить несколько ключевых кадров на панель Keyframes и задать положение источника звука для каждого из них в Surround Panner-е.

vegas keyframes
Рис.11. Ключевые кадры (keyframes) добавлены. vegas sound paning
Рис.12. Траектория движения источника звука для перемещающегося объекта.

Регулятор Smoothness определяет как должно апроксимироваться перемещение. "100%" сглаживает все неровности перемещения, "0%" оставляет линии между заданными точками прямыми.

Изменяя положение ключевых кадров на аудиодорожке и положение источника звука в Surround Panner-e можно добиться относительно точной привязки звуковой картины к происходящему на экране.

vegas sound paning2
Рис. 13.  Сложная траектория перемещения звука.

Траектория перемещения может быть очень сложной, но тут самое главное вовремя остановится. Не следует применять сильные звуковые эффекты там, где их использование неоправданно. Намного интереснее яркие эффекты выглядят на фоне общей сдержанной звуковой картины.

Сохранение результатов.

После сохранения видео в обычном формате, например, DV-avi, можно приступать к сохранению многоканальной звуковой дорожки. Делается это в меню File-Render as. В диалоге сохранения необходимо указать тип сохраняемого файла Dolby Digital AC-3 (.ac3)

vegas renderas
Рис.14.  Диалог сохранения звуковой дорожки в формате ac3.

  По умолчанию Vegas 4.0 позволяет создавать многоканальные эффекты окружающего звука, но сохраняет их только в виде шести отдельных монофонических wav-файлов. Плагин рендеринга аудиодорожки 5.1 в формат ac3 в Vegas изначально заблокирован. При попытке сохранить звук в этом формате будет выдаваться приглашение ввести код регистрации. Для видеолюбителей нет ничего невозможного 04-wink_smile.gif  поэтому поищите keygen для surround plug-in pack v5.1 for acid pro v4.0b".

В дальнейшем файл с расширением ac3 необходимо использовать в программе авторинга DVD. После компрессии DV-видеофайла в формат MPEG2, скомпилируйте его вместе со звуком ac3. Например, в ReelDVD файл ac3 просто перетаскивается на иконку видеотрека .m2v вместо (а можно и вместе) обычного двухканального .m2p.

Творчество.

Выше кратко описана техника подготовки и инструменты создания многоканального звука 5.1. С творчеством дело обстоит несколько сложнее.

Поэкспериментировав с созданием эффектов окружающего звучания пришел к выводу, что создание действительно качественного звука является весьма трудоемкой задачей. Недостаточно поместить источник звука в определенную точку. Необходимо учитывать особенности распространения звука в пространстве и способы передачи этого распространения в кино. Если внимательно изучить звуковую картину современных фильмов со звуком Dolby Digital или DTS, то можно почерпнуть немало интересного. Например, в сценах перестрелки звук выстрела складывается из трех и более составляющих – сам выстрел, звук рикошета и отзвук (эхо). Дополнительно может быть добавлен звук пробитого материала, в который попала пуля, осыпание штукатурки, итд. При этом локализация этих составляющих может и не совпадать.

Хорошим решением для такой сложной задачи мог бы быть набор библиотек звуков 5.1. Но в продаже мне такие не встречались, а те, что можно заказать через интернет, слишком дороги – 200 долларов за один CD.

Для использования в своих фильмах можно попробовать "позаимствовать" многоканальные звуковые эффекты фильмов на DVD. Существуют программы, которые позволяют вырезать из vob-файлов звук в формате ac3 и разложить его на 6 составляющих wav-файлов.

К сожалению, Vegas 4.0 не поддерживает импорт файлов в формате ac3. Единственным способом использования готовых многоканальных записей является их разложение на монофонические wav-файлы с последующим импортом в проект Vegas и привязкой каждого из них к своему каналу.

Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал Как сделать звук долби диджитал

Статьи по теме:



Как сделать брошь своими руками в домашних условиях

Как сделать цветы из мяса

Подарок который запомниться

Как сделать легко шарлотку из яблок

Как сделать сайт с продажей материала