Функциональная схема торговых залов

Функциональная схема торговых залов
Функциональная схема торговых залов
Функциональная схема торговых залов

Помещение для складирования и обработки товаров предназначены для хранения товаров и подготовки их к размещению в торговом зале. Они должны удобно размещаться в отношении торгового зала и быть легкодоступными для товаров, поступающих в магазин.

Складские помещения должны быть оборудованы таким образом, чтобы свести к минимуму операции по поиску, обработки и перемещения товара.

Пополнение запасов торгового зала - одна из крупнейших статей расходов магазина, которая зависит от многих факторов, даже таких незначительных, как перемещение товаров внутри магазина, наличие спусков и подъемов. Для устранения лишних операций торговые отделы следует размещать как можно ближе к соответствующих помещений для складирования и обработки товаров.

В практике магазиностроения существует несколько разновидностей размещения подсобных и складских помещений относительно торгового зала магазина: П-образное размещение (а); вдоль задней стены здания (б); размещение в подвале или на нижнем этаже (в); Г-образное размещение (г) (рис. 15).

Примеры размещения подсобных и служебных помещений в магазине

Рис. 15. в Примеры размещения подсобных и служебных помещений в магазине [7]

Во время определения направлений движения товаров из технологических зон в торговый зал магазина следует учитывать, что торговый зал должен быть технологически связан с помещениями для подготовки продукции к продаже; путь движения товара из технологических помещений должен быть кратчайшим; помещения для хранения товаров и подготовки их к продаже не должны быть проходными; организация оперативных процессов в магазине должна происходить в логической последовательности и взаимосвязи.

Планировочное решение торгового зала во многом зависит от формата магазина, что требует выполнения определенных правил организации торгового пространства.

Планирование торгового зала начинают с определения его формы и вида. Существует большое многообразие форм торговых залов. Наиболее распространенной и функциональной формой торгового зала является прямоугольная с соотношением сторон 2:3 или 1:2, высотой потолков не менее 3,3 м. В таком торговом зале легко размещать торговое оборудование, планировать потоки покупателей, выполнять необходимые торгово-технологические операции.

Выделяют пять основных видов планировки торгового зала: линейная ("решетка"), боксовая ("трек", "петля"); смешанная; свободная и выставочная. Выбор конкретного вида планирования зависит от размера торгового зала, его конфигурации, методов продаж и ассортимента товаров.

В продовольственных магазинах самообслуживания обычно применяют линейное планирование ("решетка") торгового зала: торгово-технологическое оборудование располагают прямыми линиями, образуя проходы для покупателей. Линейная планировка может быть продольным, поперечным, диагональным и комбинированным (рис. 16).

Преимущества линейного планирования:

- эффективное использование торгового пространства;

- возможность легко размещать и объединять товары по всему торговому залу, придавать им разное пространство на полках;

- обеспечивает пребывание в магазине большого количества покупателей, способствует ориентации покупателей и их эффективному движения внутри магазина;

- обеспечивает удобное пребывание персонала наряду с покупателями без негативного влияния на циркуляцию покупателей в торговом зале;

- упрощается управление запасами, размещенных в торговом зале.

Линейная планировка торгового зала: а) комбинированное размещение оборудования; б) продольное; в) поперечное

Рис. 16. в Линейная планировка торгового зала: а) комбинированное размещение оборудования; б) продольное; в) поперечное

Недостатки линейного планирования:

- в определенных случаях затрудняет ознакомление покупателей с товаром (затруднение движения покупателей в проходах влияет на процесс выбора товара, негативно влияет на показатели продаж);

- повышает риски, связанные с безопасностью (кражи);

- такое планирование покупатели воспринимают как недостаточно привлекательное и неинтересна.

Боксовое планирования ("трек", "петля") предусматривает отдельные изолированные зоны (боксы) со своими расчетными узлами. Боксы образуются благодаря перпендикулярному размещению линий оборудования относительно стен здания торговой. Чаще всего применяют такой вид планирования для торговли товарами одного ассортиментного профиля (рис. 17).

Пример боксового планировка торгового зала магазина

Рис. 17. в Пример боксового планировка торгового зала магазина

Преимущества боксового планирования:

- позволяет экспонировать большое количество товаров;

- направляет потребителей по всему торговому пространству. Недостатки боксового планирования:

- у потребителей "глаза разбегаются", что не позволяет сфокусировать на запланированных покупках;

- требует посещения покупателями нескольких отделов, чтобы сделать комплексные покупки;

- расчетные операции необходимо осуществлять несколько раз;

- увеличивает затраты времени на приобретение товаров;

- затрудняет взаимозаменяемость торговых работников.

Смешанное планирование торгового зала предусматривает различные комбинации линейного и боксового планирования (рис. 18). Чаще всего такой вид планировки торгового зала встречается в супермаркетах, сочетающие самообслуживание с торговлей через прилавок (кондитерский, кулинарный, гастрономический отделы, а также площади, предоставленные в аренду).

Пример смешанного планировка торгового зала магазина

Рис. 18. в Пример смешанного планировка торгового зала магазина

Свободная планировка ("Свободный поток") образуется расположением торгово-технологического оборудования в виде отдельных островков различной формы (овальной, круглой, квадратной, прямоугольной) с таким расчетом, чтобы покупатели могли свободно подойти к ним и выбрать необходимый товар. Направление движения покупателей ничем не ограничен, они имеют возможность перемещаться по торговому залу и осматривать товар в любой последовательности. Такой вид планировки торгового зала преимущественно используется в бутиках, магазинах по продаже одежды и обуви, товаров для дома и др.

Преимущества свободного планирования:

- обеспечивает более высокую гибкость планирования, возможность максимального визуального воздействия на потребителей;

- способствует более внимательному изучению товаров;

- способствует увеличению импульсивных покупок, в том числе за счет роста времени пребывания покупателей в торговом зале.

Недостатки свободного планирования:

- менее эффективное использование площади торгового зала;

- более усложненный процесс контроля запасов в торговом зале;

- относительная высокая стоимость торгового оборудования.

Выставочное планирование торгового зала используют в магазинах, осуществляющих продажу по образцам (мебельные салоны, магазины по продаже бытовой и компьютерной техники, мобильной связи и др.), где товары демонстрируют на стендах, горках, прилавках, подиумах.

Схема размещения товарных групп в торговом зале определяет эффективность использования торгового пространства магазина и показатели его деятельности. На ее выбор влияет много факторов, связанных со специализацией магазина, применяемых концепций размещения товарных групп, вида планировки торгового зала и др. Так, при ее определении необходимо учитывать разделение товаров на группы относительно регулярности их потребления.

1. Товары повседневного спроса востребованы каждый день наибольшим числом покупателей. Так, для магазинов одежды это повседневные брюки, юбки, свитера, джинсы и тому подобное. Для магазинов строительных материалов - строительные смеси, краски, обои, клеи. Для продовольственного супермаркета - хлебобулочные, молочные, гастрономические изделия, овощи, фрукты. С помощью размещения этих товаров по внешнему периметру торгового зала покупатель имеет возможность осмотреть весь торговый зал и совершить незапланированные покупки.

2. Товары периодического спроса выделяются преимущественно для продуктовых магазинов. Для магазинов других товарных направлений такие товары имеют название товары целевого спроса. Такие товары потребители покупают, руководствуясь предварительно обоснованным выбором. Так, в магазине строительных материалов до товаров целевого спроса относятся сантехнические изделия, керамическая плитка, двери, покрытия для пола и др. В магазине бытовой техники - холодильники, плиты, стиральные машины, телевизоры, домашние кинотеатры и тому подобное. В магазинах одежды - пальто, шубы, вечерние костюмы. Для продовольственного магазина это бакалейные товары и другие товары длительного хранения. Такие товары рекомендуют размещать в центральной части торгового зала на соответствующем торговом оборудовании, привлекая внимание к новинкам специальными промо-акциями и POS-материалами.

3. Товары импульсивного спроса - это товары, покупку которых в основном не планируют, поэтому их размещают в "горячих" зонах торгового зала: у входа в торговый зал; в местах концентрации потоков покупателей; возле кассовой зоны. Так, в магазинах бытовой техники - это CD и DVD, батарейки, средства ухода за бытовой техникой и др. В продовольственных - это газеты, журналы, напитки, сигареты, сладости, мелкие товары по сниженным ценам.

Также необходимо учитывать, что значимость отдельных частей площади торгового зала не является одинаковой с точки зрения их вклада в объемы продаж. Доказано, что по направлению движения покупателей в торговом зале в первой его четверти покупатели осуществляют около 40 % покупок, во второй - около 30, в третий - 20 и в последний - 10 (рис. 19).

Приблизительное распределение торгового зала магазина на зоны с точки зрения их вклада в объемы продаж

Рис. 19. в Примерное распределение торгового зала магазина на зоны с точки зрения их вклада в объемы продаж

Наблюдение за движением покупателей в торговом зале свидетельствуют, что более 80% покупателей передвигаются в его пределах по периметру, и только 50 % от общего количества посетителей магазина посещает ряды, размещенные внутри торгового зала.

Выделяют три основные зоны торгового зала: "горячую" (где осуществляется больший процент покупок), менее посещаемая "тепла" и "холодная" (где поток покупателей незначительный) (рис. 20).

Возникновение "горячих" и "холодных" зон в каждом конкретном магазине зависит от конструктивных особенностей торгового зала, его размеров, размещения оборудования, товарных групп, и поэтому является вполне индивидуальным процессом.

Примеры размещение

Рис. 20. в Примеры размещения "холодных" и "горячих" зон в торговом зале магазина

Важным является уменьшение влияния "зонального" фактора и оптимизация посещаемости различных частей торгового зала магазина. Так, для роста товарооборота в "холодной" зоне рекомендуется размещать товары повседневного спроса, в "горячей" - представлять товары, продажа которых обеспечивает основные денежные поступления, "имиджевые" товары, призваны создавать определенный образ магазина, и товары под собственной торговой маркой (private label). Применение получил принцип "чересполосица", который предусматривает чередование товаров с низкими и высокими ценами или наиболее популярных товарных групп (категорий) с менее востребованными в направлении движения потока покупателей. Для направления потоков покупателей в крупных магазинах создаются так называемые "центра тяжести" или полюсные точки, которые формируются в результате разделения торгового зала на зоны и выделение их с помощью определенных эффектов: цвета, интенсивности освещения, перепада высот потолка и др. Также существенную роль в равномерном распределении потоков покупателей в торговом зале играет эффективная система навигации, идентифицирует его основные зоны.

Определение места размещения товарной группы (отдела) - это обоснованная последовательность их размещения в торговом зале с учетом психологии покупателей, размещения вспомогательных помещений, характера спроса покупателей.

Закрепление за товарными группами (отделами) зон размещения в торговом зале осуществляют, учитывая следующие основные требования:

- зона товарных групп, подготовку к продаже которых осуществляют в магазине, должна прилегать к соответствующим неторговых помещений;

- зона товарных групп, для ознакомления с которыми покупателям необходимо немало времени, размещают в отдаленной части торгового зала;

- затраты труда торгового персонала, связанные с пополнением товарного запаса и перемещением товаров в торговом зале, должны быть минимальными;

- должен быть обеспечен свободный доступ покупателей к товарам;

- соблюдение принципа товарного соседства с учетом специфических особенностей каждой товарной группы.

в настоящее время существует несколько подходов к распределению площади торгового зала магазина для размещения товарных групп (отделов).

1. Традиционный подход, известен как концепция сбалансированного магазина. Основой данного подхода является то, что площади, отведенные под каждый товарный отдел, должны быть пропорциональны объемам продаж, и соответствовать требованиям относительно оптимального использования торгового пространства. За всеми группами товаров закреплены постоянные места в торговом зале, размер которых определен согласно ожидаемых объемов продаж определенной группы или вида товара; место размещения товарной группы или отдела зависят от их участия в формировании прибыли предприятия, от размеров товарных запасов; при этом также следует учитывать направление потоков покупателей в торговом зале.

2. Мерчандайзинговый подход базируется на основных законах психофизиологического поведения человека и учитывает:

- направление движения потоков покупателей - магистральные потоки должны "вести" покупателей в определенные места торгового зала, к необходимых прилавков и витрин;

- совместное приобретение товаров (перекрестный мерчандайзинг или кросс-мерчандайзинг) - направления потоков покупателей должны обеспечивать комплексную покупку;

- частоту покупок и характер спроса - товары повседневного спроса следует размещать в местах интенсивного потока покупателей; товары импульсивного спроса - преимущественно в первой трети торгового зала и/или возле касс; товары целевого спроса можно размещать в удаленных местах торгового зала;

- продолжительность отбора товаров - товары, требующие времени для их выбора (товары периодического спроса), размещают в удаленных местах торгового зала с целью создания соответствующих условий для принятия решения о покупке товара;

- удобство и свободное движение покупателей в торговом зале - организация потоков покупателей с учетом их интенсивности в течение часов работы магазина с целью создания оптимальных условий по покупке товаров, избежания очередей, скопления покупателей в часы максимальной интенсивности посещения магазина;

- трудоемкость перемещения товаров из складских помещений - избежание перекрестного движения потока покупателей и товарных потоков в торговом зале.

Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов Функциональная схема торговых залов

Статьи по теме:



Как в экселе сделать график работы в экселе

Как установить секретку на автомобиль своими руками

Поздравление с юбилеем директору типографии

Схема управление по сотовому сам

2 годика мальчику поздравления родителям своими словами от крестной